?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

>>>где в какой цитате Достоевский утверждает что "если Бога нет значит все дозволено"? Точнее какой его герой и при каких обстоятельствах сие утверждает ?<<<

К сожалению, в нашей стране, в школьную программу входят только два произведения Ф. М. Достоевского - это его знаменитый роман "Преступление и наказание" и повесть "Белые ночи", написанная им в 1848 году, ещё до каторги, следовательно - до душевного перелома, до приступов эпилепсии и проч последующих обстоятельств, выковавших привычный нам образ писателя - Достоевского.

К счастью или несчастью, но вы имеете дело не с малолетним прыщавым сатанистом-кошкодавом, а с человеком, которому уже много лет, который, в своё время, закончил МПГУ им. Ленина и у которого Достоевский был в более расширенной программе курса. У меня дома есть так же 10 томное собрание сочинений писателя, включающее в себя самые известные рассказы, повести (например, те же "Белые ночи") , а так же все самые знаменитые романы Фёдора Михайловича ("Идиот", "Бесы", "Подросток", "Игрок", "Братья Карамазовы"). Я - больной человек, у меня 2я группа инвалидности, диагноз Гемофилия А, тяжёлая форма. В детстве и юности я имел (в следствии болезни) уйму свободного времени и перечитал почти всё из своей домашней библиотеки (а у меня дома несколько шкафов с книгами), в том числе и все книги Достоевского. В годы учёбы в МПГУ я освежил знания, в том числе и знания книг Достоевского. У нас по каждому роману из перечисленных выше были лекции, коллоквиумы и семинары.

Мне, таким образом, отлично знаком контекст фразы "если бога нет, то всё дозволено" (вариант: "если бога нет, то всё позволено"). Я в курсе, что конкретно такой формулировки у Достоевского нет. Эта формулировка принадлежит Ж-П. Сартру и приводится им в статье "Экзистенциализм это гуманизм" (статью читал ещё в 1997 году в атеистическом позднесоветском сборнике "Сумерки богов").

У Достоевского в "Братьях Карамазовых" мы можем прочесть следующие строки:

"…уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено…"

Вы спрашивали о контексте? Это Иван Карамазов разговаривает со старцем Зосимой.

Так вот - я в корне не согласен с тем, что если уничтожить в человеке веру в бессмертие, то "всё будет позволено…". Контрпримером может служить моя бабушка (ск. в 2009 г) 1925 года рождения, которая собрала большую часть моей домашней библиотеки, которая была, при этом, кандидатом технических (а не каких нибудь гуманитарных!) наук, которая научила меня мыслить и сделала из меня Человека. При этом всю жизнь не верила ни в бога, ни в черта. И это неверие отнюдь не "всё позволяло" ей (она не пила и даже не курила никогда).

Как видите, и среди сатанистов есть грамотные люди. Вы написали - "Если спрашивающий найдет у Достоевского подобное высказывание он сильно удивиться контексту я думаю.", а я напишу Вам в ответ - прочитав мой пост, Вы, возможно, по другому взгляните на сатанистов. Не все мы малолетние, не все прыщавые, не все подонки (хотя есть, наверняка, и такие, но хочется верить, что таких меньшинство среди нас). Я отрёкся от бога совершенно сознательно, добровольно и "со знанием дела". То есть это был не импульсный поступок. У меня знакомая в школе работает (сам я не устроился - в 30 лет закончил МПГУ, не взяли без опыта), она рассказывала, как один ученик у них повесился. Когда его вынимали из петли, он был скрючен в такую позу, что было видно: передумал в последний момент вешаться, хотел выбраться... не получилось. Нет. Мой выбор сатанизма абсолютно осознан. Прочтите мою книгу "Светлый Сатанизм. Антология работ Просветителя 2005-2015 гг", ссылка на неё есть в моём ЖЖ-профиле, там же и маленький информационный видеоролик найдёте. Желаю вам удачи и свободы от сковывающих разум догм!

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
gryzly1973
Jan. 14th, 2019 12:59 am (UTC)
"– Неужели вы действительно такого убеждения о последствиях иссякновения у людей веры в бессмертие души их? – спросил вдруг старец Ивана Федоровича.
– Да, я это утверждал. Нет добродетели, если нет бессмертия.
– Блаженны вы, коли так веруете, или уже очень несчастны!
– Почему несчастен? – улыбнулся Иван Федорович.
– Потому что, по всей вероятности, не веруете сами ни в бессмертие вашей души, ни даже в то, что написали о церкви и о церковном вопросе"

Если совсем коротко - Достоевский этот тезис как раз опровергает.
svsatanist
Jan. 14th, 2019 01:15 am (UTC)
Опровергает случайно не тем, что старец Зосима там у него протухает после кончины? А вообще, конечно, Достоевский с его верой и неприятием (неприязнью к) католичества и католиков мне, если честно, не по душе. Романы его, если смотреть в целом, так себе. Не нравится главным образом то, что Достоевский "писал на почтовых", гнался за количеством написанного, иной раз жертвуя качеством. Безусловно, понятно почему он это делал - деньги, деньги, деньги... Возможно, я старомрден, но мне кажется, что автор должен работать от души. Вон Толстой Войну и мир 6 лет писал... Впрочем, есть исключение. Например, "солнце русской поэзии" был и гением (безусловно!) и денежку стремился содрать с издателя - требовал оплату даже за строчки, вычеркнутые центром (просил заменять изьятое точками), "Онегина" не целиком, а главами издавал, чтобы бабла срубить.
gryzly1973
Jan. 14th, 2019 07:27 am (UTC)
Про Зосиму интересное наблюдение. Но думаю - нет )) Зосима у Достоевского безусловно положительный персонаж. Другой вопрос в мировоззрении Достоевского.

Год тому назад общался с одной православной женщиной из "новообращенных" похоже. В голове достоевщина в худшем смысле и идея что надо быть как можно православней.

Вот с этой достоевщиной они обычно начинают цитировать писателя что то про слезинку ребенка (а это как раз фраза у Ф.М, не за а против религии и говорит ее атеист Дмитрий, у него позиций там схожая со Светлым Сатанизмом ))) ). И про "Бога-дозволено" то есть как раз тот подход который Достоевский не разделял. И да, типа Достоевский был глубоко верующий и пр...
Спрашиваю Братьев Карамазовых читала? Я кстати полностью не осилил. - Нет только Бедные люди.
Ну еще Идиот знают содержание.

Ладно, объясняю, Достоевского сложно считать "глубоко верующим". Кстати как оказалось православные батюшки, кто его читал, со мной согласны)). Если он говорит что истина может быть не со Христом то уже не разделяет "Я истина". То есть не христианин а не-верующий который из этических соображений поддерживает Иисуса.

Да и с пониманием этики Иисуса на мой взгляд у него сложности. Прототип Иисуса - князь Мышкин как все полагают - но Мышкин ну никак не похож на евангельского Иисуса! Ложное отождествление когда отдельные фразы из проповедей Иисуса цитируют и связывают с неким знакомым персонажем.

Мышкина как себе представить гоняющим плеткой торговцев из храма? Или лидером говорящим "продайте все купите меч"?

В общем Достоевский сам себе нарисовал какого-то Иисуса сам объявил что в него надо верить даже если будут доказательства что тот заблуждался.

svsatanist
Jan. 14th, 2019 08:16 am (UTC)
С Зосимой там следующая ситуация. Нетление, согласно взглядам церковников, всегда сопровождает святость. Раз Зосима "провонял", то хоть он и, безусловно, хороший человек, но, увы, не святой.

Со всем остальным - согласен. А степень веры самого Достоевского нам уже никого не узнать. Может быть, он и не верил никогда, а лишь стремился к вере, как Мать Тереза (когда переходил из православия к католикам, нам это на катехизации говорили).
gryzly1973
Jan. 15th, 2019 09:51 am (UTC)
Там как раз спор всегда ли нетление вследствие святости или "надо смотреть на кость как говорят греки..." цитирую по памяти.
svsatanist
Jan. 15th, 2019 10:04 am (UTC)
Да, была там у них похожая дискуссия. Роман то сам не плохой. Я его раза два перечитывал, смотрел фильм и даже ходил на постановку в театр им. Маяковского. Из спектакля запомнилось самое начало, когда на сцену лился искусственный дождь, ну и ещё хор цыганский 50 (!) человек. К цыганам отношусь холодно. Поразило количество артистов, одновременно вышедших на сцену драматического театра.
gryzly1973
Jan. 14th, 2019 01:01 am (UTC)
В дополнение - вера в бессмертие души не есть вера в Бога также как вера в Бога еще не предполагает веру в бессмертие души но у Достоевского это действительно как синонимы что уже не точно.
svsatanist
Jan. 14th, 2019 01:21 am (UTC)
Да, вера в бога и вера в бессмертие - разные вещи. Пример можно найти среди иулейских сект времен Христа. Так саддукеи верили в бога, но оирицали бессмертие души, а фарисеи верили и не оирицали. В итоге победила точка зрения фарисеев. Ещё бы! Ну как же людям без пряника, как без оплаты! Просто так верить никто не хочет. Нужно верить за конфетку. Будешь "молиться, поститься, слушать радио Радонеж" - получишь "спасение" - участок в раю.
gryzly1973
Jan. 14th, 2019 07:30 am (UTC)
можно как у адветистов - иеговистов - члены сект переживут армагеддон, прочие просто погибнут без всяких вечных мук.


Кстати вечные муки в Библии обещает только Иисус - что я заметил. Если не Евангелия то нельзя сделать вывод что вечные муки существуют вообще. Это так, наблюдения.
svsatanist
Jan. 14th, 2019 08:21 am (UTC)
Да, в Ветхом Завете тема посмертного "пакебытия" разрабриана смутно. Были направления иудаизма, которые вообще отрицали посмертное существование (саддукеи, например, а так же, по мнению многих экзегетов, большинство других направлений, исключая фарисеев, которые, как известно из нового завета, верили в по смертный опыт).
admiral_hood
Jan. 14th, 2019 01:42 am (UTC)
А если Бог есть, что-то не позволено?
svsatanist
Jan. 14th, 2019 02:08 am (UTC)
>>>А если Бог есть, что-то не позволено?<<<

Да. При условии, конечно, что человек а) верит в бытие этого бога, б) пребывает с этим богом по одну, что называется, "сторону баррикад". Тогда человеку не позволено то, что запрещает данная вера. Если говорить о православии, то запрещено кушать скоромное по средам и пятницам, запрещено пропускать воскресную литургию (о чём в России 9 из 10 "верующих" даже не догадываются) и многое другое запрещено. Из более серьёзных примеров, то для нас, атеистов, не играют никакой роли первые (чаще всего 3, в зависимости от редакции) заповеди Моисеева Декалога- которые регулируют отношения человека и бога. При этом остальные заповеди для нас играют роль. Некоторые контролируются нашей совестью (не лжесвидетельствуй, не прелюбрлействуй, чти отца и мать), остальные контролирует УК (не убей, не укради и т. д.).
sasha_severny
Jan. 14th, 2019 03:12 am (UTC)
"если бога нет, то всё дозволено"
---

Эта фраза не имеет смысла. Разные смысловые категории. Это было бы примерно как сказать:

Если нет овощей, то дозволена картошка, капуста и морковь.

Следовательно, Достоевский страдал какой-то разновидностью шизофрении и шизофазии не чурался.

Бог - это Высший Разум, а не религиозная фантазия фанатика.

Если хочешь с Богом познакомиться, то Иисус все объяснил. "Бог" - это просто слово, которое каждый поминает в меру свой распущенности. По Иисусу Бог - это Свет. Но я бы уточнил, что Бог - не просто "свет", а свет от звезды. Вот и думай хотя бы 1 час в день про звезду. Чем звезда отстоит дальше от Земли, тем лучше, потому что разность потенциала физического времени будет больше, а дух находится вне времени в Четвертом Измерении. Полярная Звезда. Тогда все-сам увидишь. Но имей ввиду: на Звездном мосту не только богатырь может повстречаться, но и змей Горынич. А как выйдешь за пределы земной гравитации, то увидишь энергетический кристалл бесконечности.

Edited at 2019-01-14 03:31 am (UTC)
svsatanist
Jan. 14th, 2019 03:35 am (UTC)
Реально знал людей, для которых бытие бога - архистепенно важно. Причём доказательством истинности оного они видят в псевдочуде сожаления так называемого "благодатного огня" накануне пасхи по юлианскому календарю. Хоть только ленивый сейчас не разоблачил ещё это "чудо" (там, как известно, огонь зажигают от неугасимой лампады в Кувуклии). Так вот, у таких "верующих" в голове встраивается следующая цепочка - огонь (благодатный) существует, значит бог (православный) существует, а раз существует, это накладывает на меня обязательства (следовать православному учению). Что будет, если выбить из под ног такого верующего краеугольный камень его веры - веру в чудесность огня.... одному православному богу известно!)))
sasha_severny
Jan. 14th, 2019 03:42 am (UTC)
Это мошенники от религии. Они ни в какого бога не верят. В бабло они верят, которое оболваненные им принесут.
svsatanist
Jan. 14th, 2019 03:50 am (UTC)
Согласен. И вообще, мой личный опыт показывает, что чем ближе к церкви, тем дальше от бога
( 16 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner