?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

К истории теологии

К истории теологии

В своей знаменитой «Метафизике» Аристотель осуществляет знаменитое трехчастное деление наук на творческие, практические и теоретические, из которых третьи, высшие, увенчиваются «первой философией», утверждается, что эта «первая философия» 1) занимается некоторой божественной сущностью, которая должна увенчивать онтологическую иерархию предметов умозрительных наук (она должна быть выше объектов математики, занимающейся недвижимым, но не-самосущим, и физики, занимающейся самосущим, но движимым, а также иметь высший статус как форма форм, не связанная с материей), и есть «учение о божественном» и 2) исследует «сущее как сущее» что такое сущее как таковое и каково все присущее ему как сущему. Налицо очевидная амбивалентность, которая в любом случае не отменяет того, что теология идентифицируется как чисто умозрительная наука, полностью отделенная от чего-либо практического (область этики и политики). Чисто умозрительная предметность составляет содержание и систематически завершающих античную философию трактатов Прокла «Платоновская теология» и «Начала теологии». Последние были посвящены выступающим в формате понятийной оппозиции категориям неоплатонической философии (единое -многое, производящее производимое, выступление -возвращение, самодовлеющее ---несамодовлеющее, самодвижное - неподвижное.

Второй значительный этап развития чисто умозрительной теологии был связан как раз с попыткой дифференцировать двуединство аристотелевской «первой философии» путем обособления в разные отсеки «науки о божественном» и «науки о сущем как сущем». Решающим событием явилось введение в немецкую школьную философию ХV11 в. понятия «онтология», которое было осуществлено в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613): приняв на себя нагрузку второй из этих наук в качестве «философии сущего», оно позволило постепенно поделить сферу метафизики на «метафизику общую», как раз и соответствующую онтологии, и «метафизику специальную». Вторая идентифицировалась по-разному. И.-Г. Альстед (1588-1638) включал в нее учение и о Боге, и об ангелах‚ и о человеческой душе, называя эту дисциплину (весьма удачно ввилу ее «инклюзивного характера») пневматологией, т. с. «наукой о духах». И. Микраэлис (1597-1658) рассматривал в своем «Философском лексиконе» сущее в чисто спиритуальных субстанциях, каковыми являются бог, ангелы и человеческие души. Несмотря на то что он пытался отделить метафизику от теологии, очевидно, что предметность теологии составляла основной регион «специальной метафизики». И. Б. дю Хамель (1624-1706) предложил в своей «Философии древней и новой» (1678) деление метафизики на три «трактата»: 1) онтологию, или «первую философию» как «общую науку», предмет которой природа сущего, его начала, свойства и виды; 2) этиологию, или учение о причинах, составляющую «метафизику в собственном смысле» «надстраивающуюся» над физикой или наукой о материальных вещах и изучающую нематериальные основы вещей или «вещи абстрактные» (ср. начала «созерцательных наук» у Гоклениуса) и 3) естественную теологию - учение о Боге и душах (об ангелах, по мнению Хамеля, нам известно значительно меньше)”. Таким образом, несмотря на все попытки отделить теологию от метафизики, она занимает все более определен. ное место в последней -как часть целого.

Умозрительная теология составила завершающую часть и знаменитых «Разумных мыслей о боге, мире и душа человека, а также о всех вещах вообще» (1725), которые больше известны как «Немецкая метафизика» Христиана Вольфа. Раздел начинается с космологического доказательства на основании лейбницевского закона достаточного основания и завершается рассуждением в чисто аристотелевском духе о том, как блаженство бога должно состоять в созерцающем познании, притом с твердым авторским уведомлением о том, что его желания удовлетворены целиком и полностью (чего не сказать ни об одном творении), между этим начальным и конечным пунктом развертываются божественные атрибуты. Умозрительная теология составляла завершающую, четвертую, часть (после онтологии, космологии, психологии) и «Метафизики» известнейшего вольфианца Ф. Баумейстера (издание 1789 г.), по которой долгое время учились в русских духовных академиях.

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner