Светлый Сатанист (svsatanist) wrote,
Светлый Сатанист
svsatanist

Изучаем христианство. Божественная независимость и самодостаточность

Традиционные теисты нередко характеризуют абсолютную божественную независимость в терминах его самодостаточности.

Отметим, что и здесь между традиционными теистами есть разногласия. Некоторые из них под влиянием философской теологии Аристотеля считают божественную самодостаточность одной из самых основных, или фундаментальных черт нашего представления о боге. Знаменитые «пять путей» Фомы Аквинского, к примеру, специально задуманы таким образом, чтобы установить бытие существа, являющеюся изначальным в только что указанном смысле --существа, которое, как он говорит, «всякий называет Богом». Другие, испытавшие большее влияние неоплатонических идей, считают наиболее фундаментальной характеристикой бога божественную благость или совершенство и доказывают, что божественная самодостаточность непосредственно вытекает из нее. Так, и Августин, и Ансельм отстаивают божественную самодостаточность на том основании, что зависимость от чего-то другого всегда является несовершенством, поэтому должна быть исключена из нашею представления о боге. Но и в этом случае расхождения традиционных теистов предполагают их общую приверженность тому, что божественная самодостаточность в каком-то смысле существенна для Бога.

Причина, по которой божественная самодостаточность особенно важна для наших теперешних целей, в том, что исторически она служила главной мотивацией рассуждений о божественной простоте. Как указывает Фома Аквинский, в параграфе, непосредственно следующем за «пятью путями», от самодостаточности лишь один короткий шаг до простоты: «Все составное вторично по отношению составляющим его частям и зависит от них. Но Бог есть первое сущее‚ как показано выше [а значит он ни от чего не зависит]» (Сумма теологии 1. 3. 7 [пер. А. В. Апполонова). Базовая схема рассуждений Аквината помогает объяснить, почему, согласно традиционной доктрине божественной простоты, у бога должны отсутствовать не только собственно части или компоненты, но даже различные свойства или атрибуты. Если бог существует полностью, он совершенно не может зависегь от чего-либо, даже так, как субъект зависит от своих свойств.
Tags: божественная самодостаточность, изучаем христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments