?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Бог, - восклицает пророк Исайя, - Высокий и Превознесенный вечно Живущий» (Ис 57: 15). Но, будучи пророком, а не философским теологом, он не задумывается о природе божественной Вечности. Быть вечным по меньшей мере означает существовать без начала и конца. Сказать в этом минимальном смысле, что бог вечен -- значит иметь в виду, что он никогда не возник и никогда не исчезнет. Быть вечно значит существовать постоянно.

Имеются, однако, по крайней мере два способа, сообразно которым нечто может существовать вечно. Один из них состоит в том, чтобы существовать всевременно на протяжении беспредельного времени. В таком случае темпоральная протяженность бога не имела бы начала и конца. Другой способ, по которому некое существо могло бы существовать вечно, состоит во вневременном существовании. В этом случае бог был бы совершенно трансцендентен времени и лишен темпоральных локализации и протяжения. Он просто существовал бы в недифференцированном, вневременном состоянии.

Если взять Писание в качестве руководства в теологических вопросах, то первым делом мы должны спросить, отдает ли предпочтение библейское учение о божественной вечности одному из этих взглядов? Неожиданно оказывается, что на вопрос этот трудно ответить. С одной стороны, вне всяких сомнений, библейские авторы обычно изображают бога так, будто он вовлечен в деятельность, имеющую отношение ко времени. В частности, он предзнает будущее и вспоминает прошлое. Когда же они напрямую говорят о вечном сушествовании бога, то делают это в терминах безначальной и беспредельной временной длительности. Свидетельства, однако, не столь однозначны. К примеру, есть по крайней мере некоторые основания считать, что, когда бог рассматривается в отношкнии к творению, он должен мыслиться как трансцендентный создатель времени и веков и поэтому как существующий за пределами времени (Быт 1:1; Прит 8:22-23; 1Кор 2:7; 2Тим 1:9; Тит 1:2-3; Иуд 25). Так что библейские свидетельства недостаточно определенны, и трудно не согласиться Джеймсом Баром в том, что «если и можно создать некое христианское учение о времени, то его обсуждение и разработка должны быть делом не библейской, а философской теологии».

Ключевым моментом является здесь отношение Бога ко времени. Существует ли бог темпорально или атемпорально? Бог существует темпорально, если и только если он существует во времени, т. е. если и только если его длительность имеет фазы, относящиеся друг к другу как более ранние и более поздние. В этом случае бог как личностное существо имеет опыт прошлого, настоящего и будуще. И какой бы момент времени мы ни взяли, учитывая постоянство бога, утверждение «в данный момент бог существует», если бы мы высказали его, было бы истинным в буквальном смысле слова.

Атемпорально же бог существует, если и только если он не темпорален. Из этой дефиниции очевидно, что темпоральность и вневременность контрадикгорны: сущность может существовать либо одним, либо другим способом и не может существовать одновременно двумя способами. Таким образом, если бог существует атемпорально, у него нет прошлого, настоящего и будущего. В любой момент времени было бы верным утверждать «бог существует» во вневременном смысле слова «существует», как когда говорят «натуральные числа существуют», но неверным -«в данный момент бог существует».

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner