?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Теодицея

Уже на заре религиозного мышления верующие мучались вопросом о том, как объяснить допущение богом зла. В течение последних трех столетий теистические попытки объяснить зло именовались «теодицеями». Это слово восходит к названию книги, написанной немецким лютеранским философом Готфридом Лейбницем в 1710 г. Лейбниц создал слово «теодицея» из двух греческих слов, означающих, соответственно, «бог» и «справедливость», и эта книга должна была всеобъемлющим образом объяснить, каким образом можно защитить справедливость бога перед лицом того количества, разновидностей и распределения зла, которые мы видим вокруг нас.

С времен Лейбница и до середины 70-х гг. ХХ века слово «теодицея» использовалось для характеристики такого рода попыток объяснить допущение зла богом. Однако с середины 70-х гг. это слово стало использоваться философами религии в более специфическом смысле, и это изменение можно связать с появлением книги Элвина Плантинги «Бог, свобода и зло» (1974). В этой работе Плантинга проводит различие между двумя типами объяснений зла, которые могли бы выдвигаться теистами. Первый тип являет собой реакцию на аргументы, говорящие о невозможности сосуществования бога и зла. Подобные объяснения, которые Плантинга называет «апологиями»‚ нуждаются в демонстрации всего лишь логической совместимости бога и зла. Второй тип нацелен на отыскание правдоподобных, объяснений зла, показывающих, что существование зла не является чем-то маловероятным при условии существования бога (или, возможно, при условии существования Бога и каких-то дополнительных правдоподобных и/или вероятно истинных положений). Такого рода объяснения Плантинга назвал «теодицеями». Дистинкция Плантинги выдержала испытание временем, и в современной литературе философы религии используют термин «теодицея» именно в этом более узком смысле.

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner