?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Теодицея свободной воли

Философы, рассматривающие проблему теодицеи, обычно делят зло, присутствующее в нашем мире, на две большие категории: моральное зло и природное зло. Моральное зло -это зло, порожлаемое свободными тварями‚ использующими свою свободу морально предосудительными способами. Природное зло --это зло, напрямую не связанное с предосудительными действиями тварей. При объяснении морального зла обычно прибегают к теодицее свободной воли. Как теисты, так и атеисты в целом согласны с тем, что создание мира можно считать благом и что благом, было бы также и то, если бы созданный Богом мир заключал в себе тварей, способных принимать свобоцные решения. Возможность принимать свободные и самостоятельные решения является великим благом для таких тварей. Кроме того, подобные твари способны порождать моральное благо в мире, проявляя любовь и дружбу, истинное милосердие и мужество и т. п. Но эти свободные твари неизбежно таковы, что они могут становиться и на сторону зла. И если они действительно свободны в своем выборе, их нельзя вынуждать только к благим решениям.

Вообразим теперь, что Бог обдумывает создание мира. Желая наполнить творение величайшими благами, Он решает создать мир, в котором будут существовать свободные твари. Может ли Бог создать такой мир с подобными тварями, в котором они никогда не ‚будут выбирать зло? Может быть, да. А может быть, и нет. Мы просто не знаем этого. Рассматривая все возможные миры со своболными тварями, которые Он может создать, Он мог бы обнаружить, что в каждом из них по крайней мере одна из тварей (а возможно, и каждая из тварей) решает сделать что-то плохое. И если это так, то Бог не может создать мир с благом свободного выбора и при этом лишенный зла. В этом случае моральное зло является той ценой, которую Бог должен фактически заплатить, чтобы получить мир, в котором есть великое благо, состоящее в существовании тварей, способных принимать свободные решения.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
buhator
Sep. 20th, 2018 05:04 pm (UTC)
Свобода воли - вещь достаточно условная. Например человек, как утверждают философы, существо со свободной волей. Мы можем делать все что хочется, но делаем далеко не все, что можем. Например любой нормальный человек не испытывает желания есть протухшее мясо или гнилые овощи (разве что от большого голода). Наоборот, человек испытывает к этим продуктам отвращение. Можно ли рассматривать наше природное отвращение к тухлятине, как ограничение богом нашей свободы воли? Обычно от верующих я получаю ответ: "Нет, свобода воли в этом случае не ограничивается, ведь человек все же может себя заставить слопать такую гадость". Но тогда возникает резонный вопрос, а почему бог (если на минуту предположить, что именно он создал человека) не заложил в человека отвращение к греху, подобно тому, как он заложил отвращение к тухлому? Ограничение нашей свободы воли? Не убедительно. Чем отвращение к тухлятине так уж сильно отличается от отвращения к прелюбодеянию, воровству, убийству, поклонению идолам и т.п.? Внятного ответа на этот вопрос я так ни разу от верующих не получил.
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner