?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЧЛЕНЫ СООТНОШЕНИЯ

Для оценки того, что предлагают наука и религия, надо понять, что они такое. И можно было бы подумать, что в качестве первого шага следовало бы дать определения понятий «наука» и «религия». К сожалению, этого не получится: утвержденных и общепринятых дефиниций последних не существует и все обычные кандидаты на роль таких дефиниций проблематичны. Для моих целей достаточно принять, что религия включает веру в трансцендентное сверхъестественное существо (или существа), с которой (как правило) тесно связаны моральные колексы, обряды, личностные или групповые обязательства, убеждения относительно смысла, цели, ценности и посмертного сознательного существования, сведенные в цельное мировоззрение.

Под наукой я понимаю эмпирический, по сути, проект, нацеленный главным образом на понимание и объяснение природной реальности, обычно с помощью естественных понятий. Представления о науке претерпевали серьезные изменения в течение столетий, меняясь по мере выявления недостатков более ранних концепций. Учитывая уроки этих прежних неудач, современные теории признают, что никакой набор эмпирических данных не может быть достаточен для создания, строгого доказательства или столь же строгого опровержения теорий. Признается также, что наука не имеет жесткой логической структуры и что теории творчески создаются, а не дедуцируются. Почти все философы в наши дни полагают, что наблюдение не является чем-то пассивным и что данные до некоторой (порой излишней) степени несут отпечаток теорий, с помощью которых они были получены. Многие современные философы науки пришли к убеждению, что научные понятия, равно как научно значимые метафоры и теории, отображают также гендерные, политические, классовые, психологические и социальные структуры. И мало кто будет сейчас отрицать, что оценка и отбор теорий неизбежно задействуют множество значимых в научном плане внеэмпирических концептуальных ресурсов, таких как разного рода допущения (единообразие природы, релевантность познавательных возможностей человека и т. д.), эпистемические ценности (к примеру, плодотворность, связность, объяснительная сила, эмпирическая адекватность, широкий охват, простота), понятия (такие как закон, объяснение, подтверждение, истина) и т. д. Кроме того, в последние десятилетия постепенно возрастало осознание важности для науки того, что можно было бы назвать «человечностью», и последствием этого стало все большее размывание стандартно понимаемой дихотомии науки и религии. При всех частных разногласиях, большинство ведущих исследователей этой проблемы доказывают, что, несмотря на сложности и неизбежную зависимость науки от человеческих факторов, а не только от эмпирических данных и разума, научные результаты зачастую по праву могут претендовать на серьезную рациональную оправданность и эпистемическую легитимность. Строгость, объективность и обоснованность могут быть не абсолютными и далекими от того, чего нередко желают или декларируют, и наука может нести на себе отпечатки человека и его ДНК, но она тем не менее может давать нам рациональные основания, чтобы считать различные научные теории истинными или предположительно истинными.

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner