?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Апофатическая традиция (или традиция отрицательной теологии) - апофатическое богословие - настаивает, что наиболее точно бог может быть описан через рассуждения о том чем он не является. В противоположность положительным определениям (катафатическому богословию) в апофатическом богословии утверждаются отрицательные признаки: такие как , скажем, «безгрешный», «бесконечный», «бессмертный» и «ничто».

Апофатическое богословие берёт своё начало в древних мифах (вавилонских и др.), где повествуется о таинственности и непознаваемости богов.

Апофатическое богословие было чётко очерчено в древнеиндийских Упанишадах, Абсолют в них трактовался как «не это, не это». Будда неё давал ответ на ряд метафизических вопросов — «четырнадцать безответных вопросов» (существование души, природа нирваны и т. п.), что рассматривается как апофатизм.

В древнекитайских трактатах даосизма, Дао не имеет имени и форм, что тоже можно принять за апофатическое богословие.

В древнегреческой философии так же возникают мысли о принципиальной непознаваемости и конечной реальности, например, Плотин называл Единое «ничем».

В иудаизме и каббале апофатическое богословие считается методом раскрытия главного аспекта бога: Эйн соф. При ниспослании заповедей Моисею Бог сокрыт густым облаком (Исх. 20:18), а один из тринадцати принципов иудаизма по Маймониду гласит, что «Ему нет вообще никакого подобия».

В православной и католической теологии апофатическое богословие (представителями которого явились Псевдо-Дионисий, Григорий Нисский, в эпоху Возрождения — Николай Кузанский) ставится выше катафатического богословия, но не считается единственно возможной формой познания бога.

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner