Светлый Сатанист (svsatanist) wrote,
Светлый Сатанист
svsatanist

Апофатическое богословие

Апофатическая традиция (или традиция отрицательной теологии) - апофатическое богословие - настаивает, что наиболее точно бог может быть описан через рассуждения о том чем он не является. В противоположность положительным определениям (катафатическому богословию) в апофатическом богословии утверждаются отрицательные признаки: такие как , скажем, «безгрешный», «бесконечный», «бессмертный» и «ничто».

Апофатическое богословие берёт своё начало в древних мифах (вавилонских и др.), где повествуется о таинственности и непознаваемости богов.

Апофатическое богословие было чётко очерчено в древнеиндийских Упанишадах, Абсолют в них трактовался как «не это, не это». Будда неё давал ответ на ряд метафизических вопросов — «четырнадцать безответных вопросов» (существование души, природа нирваны и т. п.), что рассматривается как апофатизм.

В древнекитайских трактатах даосизма, Дао не имеет имени и форм, что тоже можно принять за апофатическое богословие.

В древнегреческой философии так же возникают мысли о принципиальной непознаваемости и конечной реальности, например, Плотин называл Единое «ничем».

В иудаизме и каббале апофатическое богословие считается методом раскрытия главного аспекта бога: Эйн соф. При ниспослании заповедей Моисею Бог сокрыт густым облаком (Исх. 20:18), а один из тринадцати принципов иудаизма по Маймониду гласит, что «Ему нет вообще никакого подобия».

В православной и католической теологии апофатическое богословие (представителями которого явились Псевдо-Дионисий, Григорий Нисский, в эпоху Возрождения — Николай Кузанский) ставится выше катафатического богословия, но не считается единственно возможной формой познания бога.
Tags: апофатическое богословие, богословие, теология, терминологический словарь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments